Что делать, если ребенок в первом классе не научился читать
Чтобы не навредить ребенку, подготовить к школьным урокам и не перегрузить его, можно обратиться к специальным методикам. Но сначала стоит понять, почему семилетка не может овладеть новым навыком.
Подскажем, что делать, если ребенок не научился читать в 1 классе, в чем могут крыться причины, какие методики стоит опробовать, чтобы помочь школьнику.
Почему стоит научить ребенка читать до школы
Образовательная программа значительно изменилась в последние годы. Если открыть Азбуку для первоклассника, окажется, что ребенку, который должен учиться по ней, уже нужно обладать определенными знаниями и навыками чтения. Поэтому многие родители стремятся научить дошкольника читать в 3–4 года.
Психологи считают, что в таком возрасте ставить перед детьми настолько сложную задачу рано, и обучение стоит начинать не раньше 5–6, а иногда и 7–8 лет, когда малыш уже будет хорошо говорить и научится складывать слова в предложения. Но мама и папа точно не хотят, чтобы первоклашку стыдили в школе за то, что он плохо читает, пока все в классе уже успели выполнить задание.
Чтобы не навредить ребенку, подготовить к школьным урокам и не перегрузить его, можно обратиться к специальным методикам. Но сначала стоит понять, почему семилетка не может овладеть новым навыком.
Уже 7 лет, а ребенок не читает: причины
Существует несколько причин, из-за которых ребенок не может научиться читать и писать:
- Педагогическая запущенность: с малышом мало или вовсе не занимались, а учитель не стал возиться с отстающим, обращая внимание только на остальных учеников. Важно понимать, что ребенок при этом развит по возрасту, воспринимает и воспроизводит звуки правильно, у него нет проблем с памятью или координацией, он умеет связно говорить.
- Дислексия: нарушение в функционировании мозговых структур, мешающее овладеть навыком чтения. В этом случае мало только позаниматься дома, потребуется помощь со стороны дефектолога или логопеда, а иногда и невролога, массажиста в зависимости от того, какой тип этой проблемы проявляется.
Не следует думать, что малыш ленится или слишком много времени проводит за играми, ругать его и стыдить. Это не приведет к положительному результату.
Критичные отклонения
Родителям обязательно нужно обратить внимание, если ребенок:
- плохо не удерживает в памяти череду понятий, символов или значений в определенной последовательности: не может запомнить времена года, месяцы, дни недели, счет или ряд слов;
- не способен на краткое время сосредоточиться и повторить прочитанное слово или слоги и буквы;
- не может быстро вспомнить знакомую лексику;
- обладает небольшим словарным запасом;
- не умеет складывать слоги из букв;
- способен читать, но не понимает смысла того, что прочел;
- быстро отвлекается, теряет интерес, утомляется;
- овладел письмом, но допускает много нелепых ошибок (дисграфия);
- читает, но не укладывается в 20-словную норму, с трудом сознает прочитанное, но пытается сделать это.
Такие нарушения нужно корректировать с логопедом, иначе они омрачат жизнь и в старшей школе, и во взрослом возрасте. В некоторых случаях таким детям нужен индивидуальный образовательный маршрут или специальная программа.
Помощь ребенку
Родителям стоит набраться терпения и ни в коем случае не сердиться на малыша, который отстает от других по программе. Если ребенок не может научиться читать в первом классе, ему требуется поддержка, подбадривание. Не нужно сравнивать его с другими детьми или многократно повторять, насколько успеваемость важна для семьи.
Маме и папе стоит уделить время на совместное чтение и обсуждение любой литературы, которая может заинтересовать первоклассника. Если он дислектик, не нужно принуждать читать самостоятельно вслух. Во время разговоров важно объяснять значения непонятных слов.
Полезно будет и ввести в привычный образ жизни переписки между членами семьи, чтобы постоянно мотивировать ребенка применять навыки чтения и писать.
Полезные методики
Чтобы научить ребенка читать, важно постоянно тренировать этот навык. Сделать это можно и на прогулке, и дома, выделив несколько минут. Так, можно попросить перечислить все встречающиеся по дороге предметы на определенную букву, разобрать по слогам вывеску магазина, прочитать ее полностью. Мама должна внимательно слушать, подсказывать и поправлять.
В доме можно снабдить предметы надписями, чтобы связать образ вещи с ее наименованием, что так же поможет сохранить в памяти буквы, их корректный порядок, форму. С этими моментами при дислексии возникают проблемы. Для тренировки памяти можно заучивать стихотворения и песенки.
В зависимости от причины возникающих при чтении проблем применяются различные упражнения. В этом сориентирует специалист.
Заключение
Если первый класс выдался напряженный, особенно важно правильно организовать досуг ребенка на каникулах. Стоит выбрать одну из программ от Спортзании. Это не только полноценный отдых, но и возможность получить полезные навыки и знания. Педагоги, работающие с детьми на наших площадках, умеют находить подход к наиболее сложным подросткам. Психологи помогают решать конфликты на положительной ноте.
За время смены школьники приобретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными, учатся общаться с другими и заводят друзей, понимают, как работать в команде, и проявляют лидерские качества. Тематики программ разные, позволяющие всесторонне развивать юную личность. Спортзания станет отличным решением для каждого.