Телеграм Детское будущее
Как развить чувство юмора у ребенка — игры и упражнения, советы родителям

Как развить чувство юмора у ребенка — игры и упражнения, советы родителям

Умение воспринимать шутки и шутить в ответ не врожденное, это приобретенный навык, которому можно и нужно научить малыша.

Расскажем, как развить чувство юмора у ребенка и зачем оно нужно, в чем возрастные отличия и какие советы дают психологи.

Зачем ребенку умение шутить

Чтобы добиться успеха в жизни, человеку нужно овладеть не только узкопрофессиональными навыками, но и Soft Skills, одним из которых является чувство юмора. Психология считает, что умение шутить необходимо для гармоничного развития ребенка, по нескольким причинам:

  • прокачивает эмоциональный интеллект и учит контролировать настроение и собственные эмоции;
  • помогает легче переносить неприятные или тяжелые ситуации и благоприятно влияет на психику;
  • необходимо для социализации, контакта с ровесниками, появления прочных дружеских связей.

чувство юмора2.jpg

Также юмор способствует творческому мышлению и фантазии, позволяет улучшить понимание закономерностей и логику.

Формирование чувства юмора у ребенка

Умение воспринимать шутки и шутить в ответ не врожденное, это приобретенный навык, которому можно и нужно научить малыша.

У младенцев

Отвечать улыбкой на эмоции мамы и папы кроха начинает на втором месяце жизни. Так как родители обычно умиляются подобному и стремятся, чтобы ребенок улыбался чаще, этот вариант реакции закрепляется, как естественная и стандартная реакция на те моменты, которые вызывают удовольствие.

Смех возникает к четвертому месяцу. Это важный показатель развития нервной деятельности человека, но пока не гарантия, что у малыша формируется чувство юмора. Изначально дети подражают взрослым, учатся распознавать ситуации в общении, ориентируясь на их реакции. В этот период появляется и реакция на физические раздражители — щекотку. Но усердствовать с ними не стоит, потому что можно перегрузить психику младенца и привести к плачу.

К 9 месяцам дети уже хорошо запоминают, как ведут себя родственники, потому улыбаются и смеются, сталкиваясь с нестандартными действиями — звуками, рожицами. И вот это является первой ступенью в формировании умения шутить, а также показывает, как развивается мышление.

У детей от года до 3 лет

Этому периоду характерна бурная реакция на внезапные жесты, появление и исчезновение предметов, иные элементы неожиданности. Также малыш может попробовать рассмешить маму и папу. Типичной ситуацией будет намеренно неправильный ответ на знакомый и хорошо изученный вопрос. Если в этот момент среагировать негативно, то попытки шутить закончатся, кроха посчитает, что так действовать опасно.

Если родители будут смеяться, когда малыш сделал что-то неправильно — испортил обои, пролил чай, то для него это будет подкреплением поведения. В результате он может попробовать повторить действие. Ругань или наказание в ответ запутает его, последствия же могут быть разными — ребенок перестанет пытаться делать что-то сам или намеренно повторит, чтобы разобраться, хорошо это или плохо.

Смех часто звучит как реакция подражания, мама и папа должны понимать, что двух- или трехлетка пока не понимает шуток, но старается вовремя смеяться и улыбаться, видя такое у других, в том числе в мультфильмах.

В дошкольном возрасте

Став немного старше, дети от 3 до 6 лет уже могут развеселиться, если заметят несоответствие стандартному положению вещей, что-то, противоречащее представлениям о логичном и последовательном. Это показывает уровень их мышления. В этот период они уже воспринимают наиболее простые шутки.

Интересный момент, что дошкольники уже понимают, какие слова считаются запретными, но не зная их смысла, будут над ними смеяться. Чтобы корректировать поведение детей в этом возрасте, маме и папе нужно не предлагать очередной запрет, но не поддерживать, а также объяснить, что подобный юмор подходит не для каждой компании. Потребуется рассказать и о том, что чужие увечья и физические недостатки — не повод для веселья.

Если кто-то или что-то чересчур нарушает логику и сложившиеся представления о действительности, у ребенка может возникнуть страх. Потому трех- пятилетние дети могут бояться актеров в костюмах сказочных персонажей, ростовых кукол, клоунов.

У школьников

С семилетнего возраста образ жизни младшего члена семьи меняется — среда вокруг школьника более склонна к оценочным суждениям, потому приходится следить за поведением окружающих.

Если у ребенка не так сильно развита речь, понизить уровень стресса они пытаются через физические шутки — пинки, тычки. Чтобы чувство юмора формировалось правильно, требуется помощь со стороны взрослых.

Дети в этот период уделяют уже меньше времени фантазиям, у них может проявиться стремление шутить интеллектуально, придумывать каламбуры и загадки, дразнилки и обзывалки. Эти моменты необходимы, чтобы снизить тревожность от перемен вокруг.

Игры и занятия, чтобы развить чувство юмора у ребенка

Чтобы малыш смеялся над шутками и научился понимать их, мама и папа могут воспользоваться следующим:

  • стимуляция познавательного интереса. Не стоит препятствовать любознательному исследованию всех сторон жизни, а чтобы подтолкнуть мыслительный процесс можно совместно придумывать рассказы по карточкам, сказки, подставляя неожиданные слова с заранее приготовленных карточек;
  • развитие воображения. Нужно подталкивать ребенка фантазировать, представлять знакомых персонажей в необычных ситуациях, подмечать забавные стороны в окружающей действительности;
  • веселые игры. Можно изобразить небывалых животных, придумывать смешных рифм к словам;
  • чтение юмористических стихов и историй, просмотр мультфильмов. В процессе стоит подсказывать, какие моменты смешные.

Развиваясь, дети во многом опираются на поведение родителей. Когда мама и папа часто шутят друг с другом, находятся в приподнятом настроении, смеются и улыбаются, разобраться с тем, что такое юмор и как он работает, дошкольнику бывает намного проще.

Рекомендации для родителей

Психологи советуют:

  • Станьте примером для ребенка. Пусть в семье звучат добрые шутки, а проблемы решаются с улыбкой. Не нужно стесняться смеха.
  • Подмечайте забавное и придумывайте интересные истории, находите смешное среди повседневности и играйте в слова. Это помогает развивать мышление, речь и чувство юмора.
  • Поддерживайте, когда малыш хочет пошутить. Даже если то, что делает трехлетка, не кажется смешным взрослому, нужно улыбнуться, чтобы он получил подкрепление.

чувство юмора1.jpg

Также нужно создать соответствующую среду: книги и мультфильмы, передачи и кино помогут потренировать нужный навык.

 

Читайте также

Вам может понравиться