Телеграм Детское будущее
Как развить у ребенка настойчивое поведение?

Как развить у ребенка настойчивое поведение?

Не стесняйся проявлять настойчивость. В некоторых (не слишком критических) ситуациях, например, когда ребенка исключают из коллективной игры, ребенок может попробовать сам присоединиться к игре, проявив настойчивость и убедительность.

Настойчивость – это сохранение целенаправленного поведения перед лицом препятствий.

Уверенность, упорство, настойчивость – очень близкие по смыслу понятия – все это качества, которые очень необходимы не только для противостояния издевательствам, но и для достижения успеха в жизни.

Тренируем навыки настойчивого поведения у ребенка

Разыграйте ситуацию: вы официант, а ваш ребенок – посетитель кафе. Пусть ребенок сделает заказ, а вы будьте невнимательным официантом. Например, ребенок заказал картошку фри, бургер, колу и соус. Повторите его заказ, скажите: “Вы заказали картошку фри, колу и соус”. Пусть ребенок проявит настойчивость и повторит свой первоначальный выбор.

Принесите ему (не по-настоящему) заказ и скажите: “Вот ваша картошка, кола и соус”. Пусть ребенок опять проявит настойчивость и напомнит вам, что вы забыли бургер. Скажите: "Да, вы правы! Извините, я забыла про бургер! Сейчас принесу!"

Каким навыкам настойчивого поведения важно научить ребенка, чтобы он мог избежать издевательств.

Реальная ситуация

Не стесняйся проявлять настойчивость. В некоторых (не слишком критических) ситуациях, например, когда ребенка исключают из коллективной игры, ребенок может попробовать сам присоединиться к игре, проявив настойчивость и убедительность. В коллективе может быть много доброжелательно настроенных детей, которые по каким-то причинам отмалчиваются, а настойчивость ребенка может побудить этих детей повлиять на текущую ситуацию, например, как в данном примере, принять исключенного обратно в игру.

nastojchivoe povedenie.jpg

Практика

Разыграйте с ребенком ситуацию, как будто вы начали коллективную игру, но не хотите, чтоб он принимал в ней участие. Пусть ребенок подойдет к вам и твердо, дружелюбно и даже весело скажет: “Я хочу играть с тобой!”

Ответьте ему: “Но ты не очень хорошо играешь в эту игру!”

Пусть ребенок приведет аргумент, например: “Но я стану играть лучше, если немного попрактикуюсь вместе с вами”.

Скажите: “Но ты не знаешь всех правил!”

Пусть ребенок ответит, например: “Вы можете мне рассказать правила, я быстро все понимаю”.

Скажите: “Но нас уже слишком много!”

Возможный ответ: “Всегда есть место еще для одного”.

В конце согласитесь с аргументами ребенка: “Хорошо, ты меня убедил! Давай поиграем”.

Будь настойчив в просьбах о помощи от занятых взрослых

Объясните ребенку, что настойчивое и уверенное поведение не исключает важности вовремя попросить о помощи. Расскажите, что если ребенок сталкивается с чем-то болезненным, несправедливым и сложным (как, например, травля), то просьба о помощи – это один из разумных вариантов решения проблемы.

Конечно, мы хотим, чтобы дети научились решать свои проблемы самостоятельно, но при этом важно понимать, что далеко не все свои проблемы ребенок способен решить без помощи взрослых! Мы ведь можем обратиться в полицию, когда сталкиваемся с хулиганами, против которых бессильны? Так и ребенок должен понимать, что он может получить помощь, когда не способен справиться с проблемой самостоятельно.

Очень важно, чтобы ребенок умел ясно, спокойно и настойчиво рассказывать о буллинге или других небезопасных ситуациях учителям, родителям и другим ответственным за ребенка взрослым людям (даже если эти взрослые очень отвлечены или грубы и даже если просить приходится несколько раз).

Объясните, что при просьбе важно сохранять уважительный тон голоса и не сдаваться, если твою просьбу не замечают. Научите ребенка объяснять проблему объективно, без оскорблений, спокойным и сильным голосом. Например: "Мальчики все время подходят и толкают меня. Я пытался держаться от них подальше, но они продолжают подходить ко мне и не оставляют меня в покое".

Расскажите ребенку, что иногда взрослые не сразу все понимают. Но вместо того, чтобы сдаться, нужно спросить еще раз и более четко сформулировать проблему, например: "Я не чувствую себя здесь в безопасности, потому что (снова сформулируйте конкретную проблему)".

Или: "Из-за того, что это случилось, я чувствую себя плохо в школе. Пожалуйста, мне действительно нужно, чтобы вы послушали".

Или даже: "Мои родители сказали мне, что я имею право чувствовать себя здесь в безопасности, и ваша работа – помочь мне".

Научите ребенка справляться с различными типичными реакциями взрослых, такими как: “Я занят”, “разберитесь сами” или более обидным “Ну и что в этом такого?”, “Не рассказывай сказки”. Научите ребенка говорить: «Я имею право на помощь»; прикоснуться к руке, чтобы привлечь ваше внимание, и снова спросить: "Пожалуйста, послушайте меня. Это важно".

Помните, что взрослые обязаны создавать безопасные условия для детей, останавливать насилие и небезопасное поведение, реагировать на просьбы о помощи.

Практика

Разыграйте ситуацию: скажите ребенку: “Давай представим, что я занята, а тебе очень нужна моя помощь с уроками, ты уже долго над ними сидел, но задания слишком сложные и ты не можешь сам разобраться”.

Притворитесь, что вы заняты. Пусть ребенок подойдет к вам и попросит помочь с уроками. Например: “Мама, помоги мне с уроками, я никак не могу понять, что здесь нужно делать!”

Сделайте вид, что вы заняты и не обращайте внимание на ребенка. Пусть он повторит свою просьбу, проявив настойчивость. Раздраженно скажите: “Я занята, ты все можешь сделать сам!”

Пусть ребенок опять повторит свою просьбу, например: “Мама, я пробовал сделать, но у меня не получается. Ты можешь мне помочь?” Обратите внимание на ребенка, скажите: “Хорошо, давай я посмотрю, с чем у тебя возникли сложности. Извини, что я рассердилась на тебя и спасибо, что проявил настойчивость!”

Объясните, что иногда взрослые могут раздраженно реагировать на просьбы, но это не значит, что нужно сразу сдаться, гораздо лучше повторить свою просьбу, чтобы взрослый ее по-настоящему заметил и отреагировал на нее.

Скажите своему ребенку, чтобы он всегда говорил вам, когда у него возникают проблемы – с кем угодно, где угодно и когда угодно.

Настойчиво привлекай внимание к проблеме

Если ребенку угрожают или пытаются причинить физическую боль и при этом он не может уйти из небезопасной ситуации, то очень важно не молчать и не вести себя тихо, а уверенно и настойчиво пытаться привлечь внимание других людей к проблеме.

povedenie rebenka.jpg

Большинство буллеров не хотят, чтобы их увидели и поймали с поличным. Привлечение чужого внимания к ситуации скорее всего отпугнет буллера.

Практика

Разыграйте ситуацию: притворитесь буллером, подходите все ближе и ближе к ребенку, агрессивно говоря: “Ну что, давай-ка поговорим”.

Научите ребенка громко и четко говорить в ответ на буллинг: "Стой! Мне это не нравится!" Обучайте ребенка при этом стоять выпрямившись, смотреть буллеру в глаза и говорить твердым голосом, держа обе руки перед телом ладонями наружу, как стену.

Объясните ребенку также, что нужно делать, если эти слова не сработают, а обидчик подошел слишком близко, пытается схватить или ударить, а ребенок при этом не может отойти в безопасное место.

Потренируйтесь кричать и звать на помощь так, чтобы привлечь внимание других людей к проблеме.

Например, "Нет! Стой! Не трогай меня! Помогите! Позовите учителя! _ (имя) бьет меня".

Если в пределах видимости есть нейтрально настроенные, но бездействующие люди, то нужно позвать их по имени. Например: “_ (имя), срочно позови учителя!”

Если вы чувствуете, что вашему ребенку такие упражнения приносят ощутимый дискомфорт, то не давите и не торопите его; лучше отложите на некоторое время эти тренировки.

Важно! Продолжая тему буллинга, хочется отметить, что родителям тоже очень важно уметь проявлять уверенность и настойчивость в ситуациях, когда ребенок подвергается травле.

К сожалению, бывает так, что учителя и администрация школы не замечают или предпочитают не замечать буллинг. Очень часто именно родительская твердая уверенность и настойчивость помогают сотрудникам школы увидеть проблему и начать адекватно реагировать на нее.

Если ваш ребенок стал жертвой буллинга, то очень важно не в порыве гнева с криками и оскорблениями идти к обидчикам в школу, а для начала:

  • поблагодарить ребенка за то, что рассказал вам об этой проблеме;

  • попытаться вместе с ребенком спокойно прояснить картину происходящего, собрать конкретные факты и доказательства травли;

  • затем твердо, уверенно и спокойно поговорить с классным руководителем о проблеме буллинга, проблеме насилия в классе.

Если такая беседа не помогла, классный руководитель сказал, что: “Ничего страшного, дети сами разберутся”, то разговор уже нужно вести с администрацией школы, но и в этом случае есть вероятность встретить сопротивление…

Настойчиво, уверенно и спокойно продолжайте объяснять, что в классе существует проблема, апеллируйте конкретными фактами и ваши усилия точно дадут положительный результат! (Как минимум, ваш ребенок увидит в ваших действиях разумную заботу, добрую поддержку и грамотный пример действий в сложных ситуациях).

Читайте также

Вам может понравиться