Телеграм Детское будущее
Метод Стивена Крашена в изучении любого иностранного языка

Метод Стивена Крашена в изучении любого иностранного языка

В этой статье разберем эту популярную лингвистическую теорию и приведем ряд рекомендаций, как применить гипотезы Крашена на практике. 

Как человеку продуктивно выучить любой иностранный язык? Языковед Стивен Крашен, профессор университета Южной Калифорнии (США), разработал пять гипотез, определяющих основные принципы изучения языков. Его идеи вызвали бурную волну споров и дискуссий. Ученый написал порядка 500 работ в области лингвистики: о билингвальном образовании и о методах изучения иностранного языка. Главной мыслью его трудов является методика естественного бессознательного обучения. Именно это, по его словам, считается залогом быстрого и эффективного достижения результатов. 

В этой статье разберем эту популярную лингвистическую теорию и приведем ряд рекомендаций, как применить гипотезы Крашена на практике. 

Гипотезы Крашена

Гипотеза усвоения и изучения

Согласно теории Крашена, у изучающего английский язык имеется два способа выполнения данной задачи. Первый — непосредственно само изучение: запоминание правил, новых слов, исключений и их регулярное повторение. Эта деятельность является осознанной. 

Второй способ — это так называемое усвоение: иностранный язык учится человеком бессознательно, «на работе» интуиции. Это происходит так же, как маленькие дети осваивают родной язык. Stephen Krashen говорит о том, что именно второй путь ведет к наиболее быстрому и эффективному развитию языковых способностей. 

Гипотеза контролера (редактора)

Данная гипотеза говорит о том, что вся информация, усвоенная на бессознательном уровне, рождает спонтанную речь. А осознанный способ, когда человек заучивал элементы языка, необходим для мониторинга, контроля или редактуры этой речи. 

Именно такой внутренний контролер способствует грамотности. Однако, если делать упор на корректности, может пострадать беглость и натуральность устной речи. Человек думает о том, как облачить свои мысли, и отодвигает на второй план само содержание. 

Исходя из этого, Стивен Крашен советует «включать» своего внутреннего редактора только в том случае, когда он не помешает общению. К примеру, во время письменной речи.  

Gipotezy Krashena.jpg

А вот у детей такой «контролер» пока еще не сформировался. Они могут говорить много и бегло, но не задумываются, насколько правильна их речь. В старшем возрасте и у них появится свой «редактор».

Гипотеза естественного порядка

Данной гипотезой Стивен Крашен утверждает, что иностранный язык изучается в соответствующем порядке, относительно одинаковом для учеников. Данная программа не зависит от учебного плана, педагога или студента. Здесь начинает руководить сам мозг. Он определяет структуры языка, наиболее важные для освоения. 

Наш мозг самостоятельно из всего многообразия материала вычленяет то, что необходимо. Если какие-либо ошибки всё время повторяются, значит, данный материал пока усвоен плохо, или человек просто к нему не готов. Но постепенно он придет и к этому, если серьезно и ответственно подходить к процессу обучения. 

Гипотеза входного материала

Освоить язык можно посредством устного получения и понимания. Студент воспринимает информацию на слух и при помощи зрения. Таким образом, устная и письменная информация — это входной материал, и его должно быть много, тренировки должны быть регулярными. 

Это может быть просмотр сериалов, прослушивание подкастов, чтение книг на языке оригинала. И чтобы способствовать лучшему пониманию, необходимо подавать новый материал, уровень которого превышает лишь немного текущий объем его знаний. 

Говорение является результатом уже усвоенной информации, и оно не влияет на становление языковых навыков.

Гипотеза эмоционального фильтра

Учить иностранный язык, как утверждает Стивен Крашен, всегда сложнее, если человек переживает негативные эмоции. Это может быть плохое самочувствие, неуверенность, дискомфорт, раздражение, злость, отсутствие интереса. Все эти ощущения запускают эмоциональные фильтры — и освоение языка дается тяжелее. Эти фильтры просто не дают информации проникнуть в соответствующие отделы головного мозга. 

Необходимо учитывать собственные потребности. Пусть это даже будут такие мелочи, как красивая тетрадь для конспектов. Следует учитывать индивидуальные биологические часы: «жаворонок» учащийся или «сова». А также — важность перерыва на кофе или прогулку между занятиями. Продуктивность уроков повышается, если преподаватель отлично знает свое дело и умело подает материал и взаимодействует с коллективом.

Использование методики Крашена на практике

Естественный образ обучения

Принцип бессознательного обучения означает учить иностранный язык естественным образом. Например, выбирать интересные материалы, методики, форматы. Если процесс учебы скучен и неинтересен, то и особых успехов человек вряд ли добьется. Лучше опираться на собственные увлечения: если кто-то любит читать — выбирать книги на языке оригинала, любит смотреть сериалы — смотреть их с субтитрами. 

Тренируйте говорение

Крашен утверждает, что улучшить разговорную речь возможно, если вести диалог естественно. Как это сделать? Просто чаще общаться на иностранном языке. Собеседников можно найти на тематических форумах, в социальных сетях и вести диалоги голосовыми сообщениями или с помощью видеосвязи.

Учите грамматику

Сознательное изучение способствует появлению «контролера», следящего за корректностью речи. Учить грамматику следует для того, чтобы устная речь была зрелой. Стивен Крашен считает необходимым делать упор на чтение, письмо, говорение, аудирование. 

Читайте книги на английской языке

Лингвист Крашен говорил о том, что чтение на иностранном языке является одним из основных аспектов в обучении. Во время этого процесса человек запоминает новые слова, шаблонные фразы, подмечает, как строятся конструкции. Регулярное чтение позволяет почувствовать язык так, как это делает сам носитель. И уже говорение станет естественным и правильным, ведь память хранит в своей базе всё увиденное на бумаге. Небольшой совет: выбирать книги лучше с таким текстом, уровень которых выше, чем знания изучающего.

Смотрите видео и слушайте радио

Слуховое восприятие играет не меньшую роль в успешном изучении иностранного языка, как и чтение. Это позволяет поддерживать естественный процесс обучения. Слушая неродную речь, человек запоминает шаблонные фразы и далее использует их в своей речи, порой даже неосознанно, не подбирая специально предложения. Это просто определенно чувство: «как надо правильно говорить». Очень полезно слушать подкасты на English language.

Меньше пользуйтесь словарем

Усваивать материал, согласно подходу Стивена Крашена, следует бессознательно. Поэтому он советует читать и смотреть контент без словаря. Для уровня Intermediate вполне доступен для восприятия будет материал из Upper-Intermediate. Незнакомых слов в этом случае будет не очень много, и можно понять смысл текста или фильма (передачи). Это приводит к тому, что человек отучается мысленно переводить слова и предложения на русский язык. 

Ispol'zovanie metodiki Krashena na praktike.jpg

Использование проверенных методик 

Мозг воспринимает информацию от простого к сложному. На данном порядке основано составление оригинальных классических учебников. Их авторы постарались изложить темы в той последовательности, которая будет легче всего восприниматься для обучения. Поэтому не стоит выискивать какие-то новейшие методики, которые обещают «обучить английскому за три дня» — лучше отдать предпочтение одному из проверенных учебных пособий по английскому языку.

Учитесь в хорошем настроении

Если у человека «включен» эмоциональный фильтр — это становится серьезной проблемой для успешных занятий. К примеру, сильнейшее волнение на экзамене может выбить из колеи даже того, что подготовился «на отлично». Негативные эмоции значительно тормозят мыслительный процесс. То же самое происходит и при изучении английского языка: необходимо заниматься, будучи в позитивном расположении духа, изучение языка должно увлекать, дарить положительные эмоции.

Особенности использования методики, ее польза

В свое время теория американского профессора Стивена Крашена наделала много шума. Появлялись сторонники и противники его идей. Не все лингвисты с восторгом воспринимали его гипотезы. Специалисты считали, что их довольно трудно проверить на подлинность, да и формулировки тезисов выглядят размытыми. А тем, кто весьма отдаленно относится к лингвистическим дисциплинам, очень сложно разбираться, как применять метод Крашена на практике. 

Необходимо отметить, что некоторые педагоги говорят о неэффективности теории в работе со студентами университета, которые имели травмы головы, сотрясения с частичной или полной потерей памяти. А также с учащимися с дислексией. 

Однако сторонники теории, которых, несмотря ни на что, очень много, говорят о пользе методики известного ученого. Естественное изучение позволяет развивать коммуникативные компетенции. Человек не только знает правила, может выполнить любое упражнение по английскому языку, но и в путешествии не растеряться при общении с местным, спросить дорогу, попросить о чем-то или просто поддержать разговор, чтобы узнать что-то интересное об англоязычной стране. Следовательно, необходимо язык не только знать, но и уметь вести на нем диалог. 



Читайте также

Вам может понравиться