Телеграм Детское будущее
Мнестическая деятельность - что это в психологии, особенности запоминания

Мнестическая деятельность - что это в психологии, особенности запоминания

Мнестическая деятельность бывает полноценной и частичной. Чтобы не испытывать трудностей с запоминанием, необходимо тренировать память и постоянно изучать что-то новое.

Памятью принято называть способность хранить и использовать информацию. Без памяти человек попросту не может существовать. Процесс запоминания и воспроизведения носит название мнестической деятельности.

Что такое мнестическая деятельность

Мозг человека устроен таким образом, чтобы постоянно фиксировать информацию. В нужный момент запомненное ранее воспроизводится – все вместе составляет процесс накопления знаний. Способность запоминать и воспроизводить информацию называется мнестической деятельностью.

Процесс обучения

Какие бывают типы памяти

Процессы, связанные с памятью, постоянно изучают. Специалисты различают несколько видов памяти:

  • ультракороткую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

У каждого типа памяти есть свои особенности. Сверхкороткая память характеризуется периодом в несколько минут. Отличный пример – воспроизведение озвученной комбинации: кода, пароля, логина, адреса. Если говорить современным языком, то такой тип запоминания и воспроизведения можно смело назвать буфером обмена. Информация запоминается, копируется и вставляется в заданное поле. Заданный цифровой код многими людьми забывается сразу после использования.

Второй тип памяти предполагает обработку полученной информации с последующим разделением на нужную и ненужную. Такая информация хранится гораздо дольше. Именно этот тип памяти наиболее востребован и носит название рабочей памяти.

Долговременная память – основа знаний, информация может храниться от нескольких дней до нескольких лет с условием последующего обновления. Некоторые люди даже в преклонном возрасте легко воскрешают воспоминания, связанные с детством.

Этапы мнестической деятельности         

Как и всякий другой процесс, мнестическая деятельность состоит из несколько последовательно следующих друг за другом этапов:

  1. Запоминание. Процесс запускается с преднамеренного или непреднамеренного запоминания. Человек совершает необходимые манипуляции, чтобы сохранить в памяти полученную информацию.
  2. Сохранение. Человеческий мозг преобразовывает информацию таким образом, чтобы она легче запоминалась. Здесь вступают в игру ассоциативные ряды, зрительные образы и многое другое.
  3. Воспроизведение. Это то, ради чего запускается мнестическая деятельность. Полученные знания реализуются на практике.
  4.  Узнавание. Этот этап предполагает так называемую загрузку воспоминаний. Человек видит какой-то предмет, а мозг запускает ряд ассоциаций, который был с этим связан.
  5. Забывание. Этот этап также становиться частью мнестической деятельности. Он предполагает исключение из памяти информации, отнесенной мозгом к разделу ненужной.

Мнестическая деятельность бывает полноценной и частичной. Чтобы не испытывать трудностей с запоминанием, необходимо тренировать память и постоянно изучать что-то новое.

Виды психической активности  

У каждого человека формируется набор индивидуальных механизмов запоминания. Но, так или иначе, каждый человек использует стандартные инструменты:

  • Образная память предполагает использование зрительных образов. Это очень пластичный механизм, который отличается такой характеристикой, как долгосрочность, а также может включаться в любой момент независимо от желаний самого человека.
  • Эмоциональная память предполагает использование определенных переживаний. Мозг использует прожитую эмоцию как основу для того, чтобы создать цепочку ассоциаций для запоминания.
  • Семантическая память характерна для обучения. В процессе используется система вербальных знаков, которые соединяются между собой.

Как мнестическая деятельность влияет на жизнь, учебу          

Понимание природы мнестической деятельности помогает оптимизировать процессы обучения. Эти знания важны как для преподавателей, так и для родителей, вовлеченных в жизнь ребенка-школьника или студента.

Занятия.jpg

Какие бывают типы мнестических нарушений

Нарушения, возникающие на любом из этапов мнестической деятельности, могут привести к серьезным проблемам. Например, селективные расстройства характеризуются сложным нарушением, когда пациент не запоминает ни вербальные знаки, ни зрительные образы.

Под количественными нарушениями памяти понимают антероградную амнезию. Это заболевание характеризуется полным отсутствием отдельных связей и явными пробелами в памяти. Гипермнезия – редчайшее заболевание, при котором мозг не способен фиксировать и фильтровать информацию.

Качественные нарушения памяти могут инициировать процессы, когда при переживании сильных эмоций человек запоминает картинку, не соответствующую действительности. Он уверенно рассказывает о своем воспоминании, которого, на самом деле, никогда не существовало.

Нарушения памяти в пожилом возрасте реализуются в прогрессировании болезни Альцгеймера и старческой деменции. Проблемы с памятью со временем приводят к нарушению языкового выражения, затем отключаются навыки ориентации в пространстве.

В качестве профилактической меры врачи рекомендуют постоянную мозговую тренировку и умственную стимуляцию. К инструментам мозговой и умственной тренировки относят чтение, разгадывание кроссвордов, изучение языков. Несмотря ни на что, с возрастом качество мнестической деятельности все равно ухудшается, что напрямую связано с процессом старения мозга. Следует также помнить, что нарушения памяти могут быть спровоцированы сильным стрессом, большими умственными и физическими нагрузками, ведением нездорового образа жизни.

Читайте также

Вам может понравиться