Мультисенсорное обучение — что это, описание подхода

Мультисенсорное обучение — что это, описание подхода

Мультисенсорный подход ориентирован на особенности конкретного ученика. Если ребенку трудно воспринимать занятия в традиционном формате, можно использовать его, чтобы помочь  не отставать от программы. Когда востребована целая группа органов чувств, между отделами мозга возникают взаимосвязи, которые помогают быстрее обучаться и больше запоминать.

Расскажем, что дает мультисенсорный подход в обучении дошкольников и школьников, в чем плюсы такого метода и как его использовать.

Особенности мультисенсорного обучения

Человеческий мозг устроен таким образом, что запоминает больше информации, если одновременно подключаются и зрение, и слух, и другие ощущения. На этой особенности Ортон и Гиллингем выстроили новый метод обучения детей — мультисенсорный.

мультисенсорное обучение2.jpg

Изначально он предназначался для детей, которым было трудно осваивать письменную и устную речь, — страдающих от дисграфии и дислексии. Указанные проблемы появляются, когда работа полушарий не сбалансирована.

Ответ нашелся — к процессу обучения решили подключить чувство осязания и движение. Чтобы ребенок хорошо запоминал буквы, он должен их еще и пощупать — вылепить из пластилина, нарисовать на песке. Подход изначально использовался, когда детей учили чтению, но затем он был адаптирован и для преподавания других предметов.

Исследования Ортона и Гиллингем

Человеческий мозг прошел долгий путь эволюции, чтобы адаптироваться к окружающей среде, для восприятия которой требуется вся гамма органов чувств. Чтобы эффективно использовать все функции мозга, была создана особая технология работы с учебными материалами.

Понятие «мультисенсорное обучение» получило определение еще в 1935 год. Тогда же впервые была создана программа, в которую были включены упражнения, позволяющие связать буквы и звуки, облегчающие запоминание фонетических правил. Процесс обучения правописанию и чтению был разбит на определенные уроки, которые позволяли продвигаться постепенно, надежно закрепляя навыки в памяти.

Сегодня такой подход стал частью личностно-ориентированного обучения, нацеленного на гармоничное развитие ребенка. Включая малыша в процесс, такой формат позволяет добиться хороших результатов, даже если наблюдаются определенные особенности развития.

Метод, помогающий задействовать несколько областей мозга, улучшает запоминание и понимание информации. Он тесно связан с теорией множественного интеллекта Гарднера, где акцент на том, что у каждого человека несколько типов интеллекта, среди которых есть доминирующие.

Исследования мультисенсорного обучения

То, как различные стимулы влияют на процесс обучения, изучал когнитивный психолог Р. Майер. В процессе эксперимента участники были разделены таким образом:

  1. Группа, которая получала только визуальную информацию.
  2. Те, кому пришлось воспринимать на слух.
  3. Участники, которые использовали и то, и другое.

Исследование показало, что третья группа запоминала больше информации. Аналогичные эксперименты доказали, что человеческие органы чувств работают совместно, потому активность мозга во время обучения повышается, если задействуются несколько сенсорных стимулов. Чем больше областей активно, тем прочнее запоминается информация. Так, когда человек слышит звук, он подсознательно стремится взглядом обнаружить источник.

Положительные стороны технологии

Мультисенсорный подход ориентирован на особенности конкретного ученика. Если ребенку трудно воспринимать занятия в традиционном формате, можно использовать его, чтобы помочь  не отставать от программы. Когда востребована целая группа органов чувств, между отделами мозга возникают взаимосвязи, которые помогают быстрее обучаться и больше запоминать.

Дети-кинестетики нуждаются в возможности прикасаться, нюхать или даже пробовать на вкус предметы, чтобы полнее познавать мир и хорошо воспринимать новую информацию. Эти момент нужно учитывать, выстраивая программу обучения.

Где использовать мультисенсорный подход в обучении

Программы, нацеленные на стимулирование разных органов чувств, можно адаптировать для любого возраста, но в педагогике он чаще применяется для дошкольников или учеников начальных классов. Мультисенсорный метод обучения легко сочетать с познавательной активностью ребенка в эти годы.

Применение мультисенсорного обучения

Нейропсихологи отмечают, что методика способна помочь даже людям с нарушениями слухового, визуального или тактильного восприятия и проблемами с памятью. Полезен способ и для тех детей дошкольного возраста, что испытывают трудности при формировании важных учебных навыков.

Младшая школа

Существуют несколько вариантов:

  • вижу — слышу — говорю: дети видят предмет, слышат характерный звук, называют его;
  • вижу — обоняю — слышу — касаюсь: когда схема охватывает запахи и тактильное восприятие;
  • делаю — говорю — вижу — говорю: когда задействуется лепка из пластилина и взаимодействие с другими учениками и т. д.

Старшие классы

Для подростков используют:

  • вижу — слышу — делаю: в химии школьники наблюдают опыт, воспринимают звуки, которые при этом появляются, повторяют процесс самостоятельно;
  • вижу — делаю: в этом случае сначала демонстрируется образец, а потом предоставляется возможность воспроизвести его;
  • слышу — вижу: когда тексты читаются вслух, чтобы подключить к зрительному восприятию и слуховое.

Дети с ОВЗ

Как показали многие исследования, грамотность является мультисенсорным навыком. Например, чтобы решить проблему дислексии, при изучении алфавита буквы лепят из пластилина, рисуют на песке. Так включается схема «вижу — делаю — проговариваю».

Домашнее обучение

Организуя процесс учебы на дому, можно привнести в атмосферу нужные стимулы для разных чувств ребенка. В первую очередь это визуальная информация, но могут быть и тактильные ощущения, и запахи.

Советы психологов родителям

Чтобы получить максимальный эффект от занятий, мама и папа должны позаботиться об обустройстве пространства, где школьнику предстоит делать уроки:

  • дошкольникам и первоклашкам нужны разнообразные материалы для изучения алфавита, чисел: счетные палочки, кубики, лего, которое помогает в понимании целого и дробного и прочее;
  • при изучении английского языка помогут карточки для иностранных слов;
  • понимание физики и химии облегчают опыты с предметами и веществами.

мультисенсорное обучение3.jpg

В комнате стоит установить колонки, которые помогут воспроизводить звуки. Во время обучения полезно подключать видео, мультимедийные презентации. Так можно активировать все возможности восприятия.

 

Читайте также

Вам может понравиться