Телеграм Детское будущее
Психология ребенка в 10 лет - особенности поведения и воспитания

Психология ребенка в 10 лет - особенности поведения и воспитания

Энергичные и общительные ребята уже преодолели кризис семи лет, а до следующего еще есть время. Как же проходит психологическое и физическое развитие десятилетнего ребенка, какие трудности его тревожат, и как родителям строить свою линию поведения в этот год – разберемся в данной статье.

Время летит неумолимо быстро, и вот уже вся семья празднует первый круглый юбилей ребенка – 10 лет. Вчерашний малыш растет активно, и вот уже не за горами такой опасный, но интересный подростковый возраст. Теперь ребенок больше времени уделяет друзьям, а не игрушкам, меньше общается с родителями.

Энергичные и общительные ребята уже преодолели кризис семи лет, а до следующего еще есть время. Как же проходит психологическое и физическое развитие десятилетнего ребенка, какие трудности его тревожат, и как родителям строить свою линию поведения в этот год – разберемся в данной статье.

Возрастные особенности детей в 10 лет

Физически дети в возрасте десяти лет развиваются стремительно. За один год они способны вытянуться на целых 6 см! При правильном питании они набирают до 3 кг веса.

К сожалению, в эмоциональном плане детишки становятся нестабильными. Это сигнализирует о том, что переходный подростковый возраст уже не за горами. Система ценностей детей в десятилетнем возрасте меняется: учеба отходит на второй план, а на первый выдвигается общение со сверстниками. 

detskaya psihologiya.jpg

Родители ощущают, что все меньше способны оказывать влияние на сына или дочь, воспитывать становится все сложнее, степень авторитета снижается. Ребенок все чаще выражает свое собственное мнение и отношение к разным вещам, может перечить, врать, что-то утаивать, не хочет рассказывать о своих делах и планах, мыслях и эмоциях. 

Девочки

У девочек в 10 лет эмоциональный фон настроен на негативную волну. Этот всплеск обусловлен гормональной перестройкой. Организм претерпевает колоссальные изменения, но девочка не может понять, что с ней творится. Поэтому часто плачет, раздражается, нервничает.

Поскольку девичий организм в это время проходит через метаморфозы, могут начаться комплексы из-за внешности. Но необходимо объяснить ребенку деликатным способом, что все это – временное явление, и лучше отказаться от фаст-фуда, чтобы не спровоцировать появление лишнего веса и еще большего количества прыщей. Поддержка и помощь мамы в этот период развития просто необходима, чтобы дочка перестала нервничать. Мама должна рассказать, что происходит с детским организмом, почему начались все эти перемены и как спокойно к ним относиться. 

Мальчики

В десятилетнем возрасте мальчики уступают девочкам в росте, поэтому часто комплексуют из-за этого. Появляется желание самоутверждаться. Однако не за счет учебы, а при помощи демонстрации некой «крутизны». Именно в этот период они начинают больше хулиганить, сквернословить, спорить со старшими. Задача отца в это кризисное время – объяснить, что такими поступками можно заслужить весьма сомнительный авторитет. А настоящее уважение достигается правильными поступками и добрыми делами. 

Хорошо, если сын имеет в качестве примера для подражания папу. В иных случаях авторитетной фигурой может выступать тренер или преподаватель.

Психологические особенности ребенка в 10 лет

В 10 лет дети начинают новый этап жизни – они становятся подростками. У кого-то переходный возраст вот-вот начнется, а некоторые уже начали меняться физически и психически. Иногда ранее спокойные детишки вдруг начинают вести себя несвойственно: грубят, отстаивают свое мнение, испытывают своих родителей «на прочность». 

Детство заканчивается, но игры все еще продолжаются. В жизнь детей постепенно проникают взрослые проблемы: первая влюбленность, озабоченность своей внешностью, гардеробом. Они ищут ответы на вопросы, что такое любовь и сексуальность. Мальчики и девочки становятся тревожными и ранимыми. У каждого из них – свои причины: девочки переживают из-за внешности, мальчики – из-за того, что никак не могут по росту догнать девочек. 

Школьники ставят перед собой новые цели – привлечение внимания и самоутверждение. В этом возрасте ребенок пока не понимает, как достичь этого, и пытается выделить своим бунтарским поведением. Родители и учителя негодуют, но в ответ получают еще большее противостояние в виде хамства и грубости. Авторитет взрослых практически тает на глазах. Но в то же время тираническое воспитание приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, и до него уже становится невозможно «достучаться». 

Если контакт со взрослыми и сверстниками не налажен, дети заменяют живое общение виртуальным миром: играют в игры, могут общаться в чатах. Они начинают много времени проводить в гаджетах. Лучше постараться заинтересовать ребенка кружком или секцией. Но только той тематики, которая его действительно увлечет. 

Если ребенок имеет определенный круг общения, и его друзья не нравятся родителям, не следует ругаться и критиковать, а объяснить свою позицию: что именно не нравится в этих людях и почему.

К своему ребенку необходимо относиться, как ко взрослой личности – с уважением и пониманием всех его проблем и стремлений. Тем более что в 10 лет это действительно почти сформировавшаяся личность. 

Половое развитие

В десятилетнем возрасте некоторые дети уже меняются внешне. Тело, особенно у девочек, приобретает рельефы, как у взрослого. Пока дети не понимают этих перемен и даже стесняются этого. Они переживают эти метаморфозы в одиночестве, скрывая свои переживания от родителей.

psihologiya.jpg

У девочек растет грудь, округляются бедра. Мамы должны рассказать о том, что это нормальный процесс, и что через год или два может начаться первая менструация. Про половое развитие можно и нужно говорить с ребенком. Если дети будут знать, что с ними происходят закономерные вещи, они не будет тревожиться и отнесутся ко всем изменениям легче. 

Развитие памяти

В 10 лет у детей происходит развитие произвольной памяти. Учебная деятельность этому способствует: школьники ставят цель выучить домашнее задание, и это им удается. Таким образом, тренируются навыки и разные приемы запоминания информации. 

Запоминание основывается на образной памяти. Ребенку хорошо дается тот материал, который ему знаком в принципе. Но порой с запоминанием возникают проблемы. Это связано с отсутствием способности фиксировать в памяти, накапливать и применять новые знания. Причинами нарушения памяти могут быть:

  • стрессы, переутомление;
  • авитаминоз, заболевания (особенно вирусные);
  • черепно-мозговые травмы;
  • новообразования в структурах головного мозга;
  • нарушение кровообращения в сосудах мозга;
  • задержка развития. 

Если ребенок плохо запоминает даже увлекательные детали, появляются странности в поведении, – обязательно следует обратиться к неврологу. 

Развитие внимания

Внимание важно не только в школе, но и в быту и обязательно на улице. Что касается школьной программы, то разный уровень развития внимания влияет на скорость и продуктивность освоение дисциплин. Но при изучении разных предметов задействованы определенные свойства внимания. Например, для математики необходим объем внимания, для урока по чтению – устойчивость, а во время занятий по русскому языку – точность. Потому важным мероприятием является развитие всех свойств внимания.

Но если мотивация к процессу обучения снижена или отсутствует, внимание десятилетнего ребенка концентрируется на других вещах, порой, не так уж необходимых. Это особенность данного возраста. 

Развитие мышления

В десять лет у детей активно проходит процесс развития словесно-логического и теоретического мышления. Ребенок начинает применять творческий подход. Все познавательные аспекты теперь находятся под влиянием мышления, которое поднялось на более высокий уровень. 

Начинает формироваться самооценка и ощущения себя как личности в социуме. Ребенок регулирует свое поведение. Они очень серьезно акцентируют внимание на справедливости и хотят слышать только правдивые ответы на свои вопросы. Развивается такой процесс, как рефлексия: дети начинают разбираться в себе, стараются понять собственные  эмоции и чувства. 

Развитое мышление способствует улучшению чувства юмора. Ребенок шутит остроумно, нетривиально. Учащиеся в этот возрастной период понимают, что такое время, как в нем ориентироваться, как его планировать. Они соблюдают определенные правила, но иногда проверяют их на прочность – это обозначаются первые черты подросткового возраста. 

Тревожные признаки для родителей, переходный возраст

Следует обращать внимание, если звучат «тревожные звоночки»: ребенок может негласно сигнализировать о помощи, и эти маркеры должен распознать любой умный родитель:

  1. Самоповреждение. Это может быть невинное покусывание ногтей, кутикулы. Но и более опасные сознательные порезы кожи. Это демонстрация какой-то скрытой внутренней проблемы. Что-то тревожит ребенка, и он таким образом пытается заглушить боль душевную болью физической.

  2. Появление вредных привычек. Не будем делить их на безобидные и серьезные. Все вредные привычки – пагубны для ребенка: будь то курение, алкоголь или наркотики. Рекомендация во всех этих случаях – срочно обратиться к специалистам.

  3. Отсутствие хобби. Ребенок должен иметь какое-нибудь увлечение, а лучше – несколько разнообразных. Большинство детей в этом возрасте – активные, общительные, энергичные. Если он все время проводит за гаджетом и не выходит из дома – это повод задуматься: а не страдает ли ребенок депрессией или упадком сил.

  4. Неуспеваемость как детский протест. Чтобы получить внимание, школьники могут специально начать плохо учиться. Ведь отрицательная реакция – это тоже результат воздействия, в отличие от равнодушия. Лучше регулярно уделять внимание детям, и делать это в положительном ключе. И тогда необходимость в бунте пройдет сама, непослушание сменится уважением.  

  5. Проблема одиночества. Если у ребенка нет постоянного круга общения, он не может завести друзей, значит, он испытывает трудности с коммуникативными навыками. Но, к счастью, это легко скорректировать. Современная психология отлично с этим справляется. Но если малыш одинок, потому что подвергается буллингу со стороны одноклассников, этот факт нельзя оставлять без внимания, а обязательно сообщить школьной администрации. 

  6. Неспособность к эмпатии. Если замечено, что ребенок жесток с животными или младшими по возрасту детьми, что он ведет себя равнодушно и черство по отношению к тем, кто попал в беду, следует непременно обратиться к психотерапевту. Это может быть расстройство личности (психопатия, нарциссизм) или более серьезное психическое расстройство, например, шизофрения.

rebenok v 10 let.jpg

Как родителям строить отношения с детьми

Современная психология дает родителям целый ряд рекомендаций, чтобы выстроить правильную линию поведения и обозначить грамотный ход воспитательного процесса. Что же требуется от родителей во взаимодействии с десятилетними детьми на пороге переходного возраста? Перечислим эти советы:

  1. Для начала – запастись терпением. Особенно, если будущие подростки начинают не по-детски шалить. Они могут молниеносно менять свои суждения, ценности и поведение, не соблюдать договоренности. Такова специфика этого возраста. Задача родителей – не допустить раздражительности и гнева в отношении своих детей.

  2. В 10 лет малыш еще только учится управлять собственными эмоциями. Поэтому бурная реакция на мелкие негативные события или, наоборот, слишком яркий восторг по поводу удачи и успеха может вызвать недоумение взрослого. Следует научиться и грустить и радоваться вместе с ребенком. Проявлять свои эмоции – это нормально.

  3. Родители должны своим примером показать, как вести себя при встрече с трудностями и проблемами – проявлять спокойствие, сосредоточенность, волю и настойчивость. Иначе, если мама или папа будут демонстрировать эмоциональную нестабильность, ребенок может перенять эту модель поведения, что не самым хорошим образом повлияет на взрослую жизнь.

  4. Необходимо малыми шагами обучать ребенка самостоятельности, разрешать принимать решения своими силами, опираясь на сформированную систему ценностей. Но дать понять, что всегда имеется готовность оказать поддержку.

  5. Категорически запрещается сравнивать сына или дочь с детьми, которые на первый взгляд кажутся умнее, вежливее, скромнее. Во-первых, такая ситуация подрывает самооценку ребенка, а во-вторых, достоверной информации о настоящих качествах этих детей – нет.

  6. Не стоит брать на себя функцию «лучшего друга». Ребенку нужен родитель, его забота, внимание и личный пример. Пусть каждый останется на своих местах.

  7. Необходимо обозначить, что у детей есть свои обязанности (помыть посуду, вынести мусор, убрать в своей комнате), напоминать об ответственности, которую они несут за свои поступки, решения и слова. При этом обязанности родителя также никто не отменял: ребенок должен чувствовать, что и его желания будут выполнены, если он отнесется с уважением к просьбам взрослых.

Чтобы разрядить напряженную обстановку, иногда достаточно хорошей шутки. Юмор всегда выручает и способствует сближению. Пусть ребенок чувствует позитивную атмосферу в семье, и ему будет комфортно сюда возвращаться после школы и секции. Именно такие теплые семейные взаимоотношения помогут справиться с грядущим кризисом сложного подросткового возраста.

 

Читайте также