В современном мире без цифровых технологий не обойтись. Поэтому детям младшего школьного возраста и подросткам, наряду с компьютерной грамотностью, нужно развивать и цифровые навыки. Это необходимо не только для того, чтобы идти в ногу со временем, но и для профессионального роста в будущем. Цифровые навыки детей должны развиваться в соответствии с возрастом и школьной программой.
О базовых понятиях и терминах: информация для родителей и детей
Основа развития цифровых навыков детей младшего школьного возраста – это обучение и развитие компьютерной грамотности. Безопасно и полезно работать в цифровой среде дети могут только после того, как станут активными пользователями компьютером.

Развивать цифровые навыки можно самостоятельно, изучая специализированную литературу, можно также посещать курсы. В обычных школах, без углубленного изучения информатики, обучают только пользовательским навыкам. Если учащийся хочет стать профессионалом в данной области, ему необходимо пойти учиться либо в класс с физико-математическим уклоном или класс информатики. Также можно отдать предпочтение частной школе с углубленным изучением информатики.
Какие навыки стоит относить к цифровым
С точки зрения «цифры», грамотный ребенок должен:
- Иметь минимальный набор знаний в плане владения компьютером, понимать простые термины.
- Правильно использовать компьютер.
- Иметь минимальные знания в области информации и информационных технологий.
Изучая основы компьютерной грамотности, ребенок начинает понимать, что такое безопасное информационное общество. Малыш учится правильно владеть компьютером, осознает, что вычислительная техника – это полезное и безопасное хранение важной информации. В современном мире компьютерную грамотность стоит рассматривать как совокупность умений и навыков. Некоторые специалисты сравнивают умение владеть компьютером таким же необходимым, как чтение, счет или письмо.
Развитие цифровых навыков учащихся – одно из главных направлений, которые нужно развивать в современной школе.
Какие виды цифровых навыков необходимо развивать
Современные исследователи, как теоретики, так и практики, выделяют 2 группы цифровых навыков, которые необходимо развивать учащимся. Это:
Профессиональные – это те навыки, которые могут пригодиться для выполнения сложных задач. Например, веб-программирование. Получить такие знания можно как на специализированных курсах, так и в частной школе с углубленным изучением информатики. Полученные знания помогут ученику понимать, как устроены сайт, приложения и интерактивные удаленные сервисы. Получение профессиональных навыков в области цифровых технологий позволяет личности развиваться с разных аспектов.
Пользовательские – это те навыки, которые необходимы современным школьникам в повседневной жизни. Например, составить на компьютере план мероприятий на лето. Этому учат на уроках информатики в обычных школах. Получить более глубокие пользовательские навыки можно самостоятельно или на курсах.
К профессиональным навыкам можно отнести:
- Разработка ПО путем написания кода.
- Анализ компьютерных программ и приложений.
- Профессиональное обращение к базам данных и распределительным сетям.
- Оказание профессиональной помощи другим пользователям ПО.
- Применение средств и инструментов цифровых коммуникаций.
В России активно развивается сфера IT-технологий. Поэтому получение профессиональных навыков в сфере цифровых технологий – это перспективно.
К пользовательским навыкам можно отнести:
- Использование компьютерной техники.
- Способность ребенка адаптироваться к новым технологиям.
- Активная работа со встроенным сервисами ПО – таблицами, редакторами, прочее.
- Установка и переустановка ПО.
- Элементарное программирование и прочее.
Как школьники используют цифровую среду
Специалисты проводили исследования и раздели школьников на несколько уровней по работе с компьютером и взаимодействия с цифровой средой. Это:
- Профессионалы – их всего 2%. Это те дети, у которых хорошо развиты цифровые навыки. Например, некоторые из них пробовали создавать или сделали сайт «с нуля». Интересный факт – родители этих детей имеют достаток выше среднего и могут обеспечить ребенку необходимое оборудование. В этой группе преобладают мальчики – их 77%.
- Компетентные пользователи – их 7%. В эту группу вошли ученики, у которых уровень знаний и цифровых навыков лучше, чем у детей из других групп, но не «дотягивает» до профессионального уровня. Например, в 8–9 классах таких учеников около 15%, а в 10–11 классах – уже 21%. Мальчики в этой группе преобладают, но и девочек немало – 33%.
- Обычные пользователи – их 23%. В эту группу входят ученики, которые имеют базовые навыки компьютерной грамотности. То есть, могут составить и заполнить таблицу, написать и отредактировать текст или фото. Обычно такие знания нужны для подготовки школьных проектов. Например, в начальной школе таких учеников всего 10%, в 5–7 классах – 26%, в старших – уже 45%.
- Потребители интернет-контента – их 20%. Дети этой группы обладают минимальными пользовательскими навыками, но хорошо умеют потреблять и создавать контент. Например, ведут блоги различных тематик, снимают и размещают видео, делают онлайн-покупки и подобное. Девочек в этой группе больше, чем мальчиков – 56%.
- Дети с низкими знаниями и навыками в области цифровых технологий – таких 46%. Сюда относятся ученики, у которых достаточно слабо развиты навыки в области компьютеризации и цифровых технологий. Чем старше становятся дети, тем меньше их в этой группе. Например, в начальной школе их около 70%, а в старшей – уже 10%.
Примерно 52% детей опрошенных детей имеют компьютерные навыки, а 48% — показывают не лучшие результаты.
Как помочь ребенку с цифровыми навыками
Большинство детей стремятся самостоятельно развивать свои компьютерные навыки. Задача родителей помочь им в этом:
- Безопасность. Каждый ребенок должен знать, что не нужно размещать в интернете свои данные, а также логины и пароли. Также стоит объяснить, что не нужно переходить по сомнительным ссылкам, делать онлайн покупки, если гаджет подключен к общественной сети Wi-Fi, быть осторожным при скачивании игр и приложений.
- Правильно формулировать запрос. Если ребенку необходимо найти какую-то информацию в интернете, запрос стоит формировать максимально точно и правильно.
- Достоверность – каждый ребенок должен понимать, что информация, размещаемая в сети, не всегда достоверна. Если на сайте не указан источник или видно, что информация давно не обновлялась, использовать его в качестве материала для учебы не стоит.
- Цифровой ликбез – в качестве обучающего материала можно посмотреть несколько роликов на Ютуб или Рутуб, записаться на обучающие курсы – как онлайн, так и оффлайн.
Конечно, развитие цифровых навыков во многом зависит от технических возможностей, которые напрямую связаны с финансовыми возможностями родителей. Если мама и папа могут купить ребенку компьютер, оплачивать ему курсы или частную школу, то и уровень компьютерной грамотности будет выше.