Уникальность ребенка. Что об этом должен знать родитель
От самого рождения с каждым днем родители начинают все больше узнавать о талантах, симпатиях и антипатиях ребенка, чувстве юмора, отношении к творчеству, любознательности, мечтах, страхах, желаниях. Индивид начинает развиваться.
Каждый новорожденный ребенок является уникальным и неповторимым.
Даже однояйцевые близнецы отличаются с момента рождения. У них, например, различные отпечатки пальцев. Дело в том, что на определенной стадии развития каждый индивид имеет свой фенотип. Иными словами, свойства и характеристики, сформированные на базе генотипа (задатков, полученных по наследству от родителей) под влиянием окружающей среды. Хотя близнецы генетически начинают одинаково, во время беременности с внешним для них окружением каждый взаимодействует несколько иначе. Связано это с различным положением в утробе, в результате которого у них, хоть немного, но будет отличаться питание, внешние нагрузки, циркуляция крови, процессы формирования различных органов etc.
Таким образом, нет двух одинаковых детей. И хотя у них может быть много общего с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками, всегда есть свои уникальные черты от рождения. Которые в процессе роста при поддержке родителей могут развиваться, формируя ребенка как неповторимую личность или, наоборот, оставшиеся незамеченными, проявляться все меньше и меньше, превращая его в среднестатистическую особь человеческого рода.
Ваш ребенок — уникален! Родителям нельзя об этом забывать…
От самого рождения с каждым днем родители начинают все больше узнавать о талантах, симпатиях и антипатиях ребенка, чувстве юмора, отношении к творчеству, любознательности, мечтах, страхах, желаниях. Индивид начинает развиваться. Какова роль родителя: наблюдать со стороны за формированием характера, способностей или принимать активное участие в становлении личности? Конечно же, второе. То, что издревле называется воспитанием – крестом, возложенным на отца с матерью самой природой.
От правильного взаимодействия и взаимоотношения родителей с детьми в огромной степени зависит, кем они вырастут: всесторонне развитыми, активными личностями или середнячками без особых претензий на жизненный успех.
К сожалению, у некоторых родителей могут быть неправильные представления о том, каким или кого они хотят вырастить из своего ребенка. Не самые умные из них желают непременно увидеть в чаде воплощение своей мечты. Одни – взлелеять великого спортсмена, другие – политического лидера, музыканта или высокого профессионала в определенной области. Родители также почти всегда мечтают, чтобы их ребенок рос коммуникабельным, энергичным, способным ко всем наукам, любознательным… То есть, обладал наилучшими, с их точки зрения, чертами характера и способностями.
Такие родители испытывают глубокое разочарование, если ребенок не оправдывает их ожиданий. Самое глупое, что они могут совершить в таком случае – поспешить сообщить ему об этом. В результате такого антипедагогического поступка формирующаяся личность будет обескуражена и подавлена. Со временем такое состояние может закрепиться и привести к формированию комплекса неполноценности, включающего беспокойство, низкую самооценку, отсутствие уверенности в себе. Негативно-критическое отношение родителей может получить и другую «ответку» от ребенка. Он может стать конфликтным, трудно управляемым. «Ах, я не оправдал ваших надежд, ну тогда получайте!»
Задача родителей как воспитателей – никогда не забывать, что их ребенок уникален. Он имеет свойственные именно ему желания, интересы, черты характера, способности и таланты. Любящие отец и мать, желающие счастья своему ребенку, просто обязаны вовремя выявить лучшие его свойства и, опираясь на них, поддерживая, вырастить высокоразвитую личность. Жизнь показывает, что даже дети с врожденными недостатками (аутизм, задержка речевого развития, умственная отсталость, некоторые виды инвалидности), благодаря упорству родителей, правильному воспитанию, могут стать полноценными и успешными членами общества.
Конечно, невозможно создать пошаговую инструкцию по выращиванию великих людей. Тем не менее, есть ряд общих правил, совершенствуя которые и приспосабливая к конкретным условиям, родители могут стать лучшими педагогами для своих детей. Вот они.
В чем уникальность ребенка — откройте своих детей для себя
Не жалейте времени для своего ребенка. Каждый день, наблюдайте за ним и в близком контакте, и издалека. Определяйте изменения в поведении. Обращайте внимание, что ему интересно в первую очередь, вторую... К чему он вообще равнодушен? Вовремя замечайте новые навыки. Насколько легко они ему даются?
Заставьте себя завести журнал наблюдений. Записывайте туда первые слова ребенка, поступки, изречения, вопросы об окружающей действительности. Не забывайте отмечать и собственные педагогические проблемы, требующие длительных размышлений или консультаций у специалистов.
Через много лет этот журнал станет для вас самой интересной книгой. Возвращаясь к первым «почему» и «зачем», вы вновь окунетесь в такой беспокойный, но радостный и оптимистичный мир молодого отцовства или материнства.
Задавайте вопросы, внимательно слушайте ответы
Учитесь искусству по-настоящему слушать детей. Демонстрируйте искреннюю заинтересованность и сопереживание. Спрашивайте о том, что они думают и как воспринимают события в жизни. Чем большей открытости вы добьетесь, тем быстрее обнаружите подтверждения уникальности своего ребенка. Ставьте уточняющие вопросы и добивайтесь развернутых ответов. Старайтесь узнать, что побудило детей к тем или иным мыслям и чувствам, как давно и по какой причине они возникли.
Не спешите с ответами на вопросы детей. Думайте над ними вместе. Советуйте только тогда, когда ребенок сам об этом настоятельно попросит, или если решение проблемы действительно невозможно без вашего опыта и участия.
Комментируйте поведение и поступки
Не оставляйте без внимания увлечения ваших детей компьютером, рисованием, занятием музыкой, спортом... Он должен быть уверен, что вам интересны его попытки овладеть новыми навыками, его демонстрация своих физических достижений, желание вас удивить, рассмешить и другие способы продемонстрировать свои возможности и таланты. Не обязательно пускаться в длинные славословия. Чаще всего достаточно просто коротко выразить свое восхищение: «Ты это можешь!» или даже просто поощрительно улыбнуться, похлопать в ладоши, погладить по голове.
Испытывайте своего ребенка как человека, создавайте проблемные ситуации. Пусть он самостоятельно ищет пути решения и выходы. Сами же находитесь рядом и ищите способ продемонстрировать, насколько вам небезразлично, как ребенок выпутывается…
Избегайте резкой критики. Это «удовольствие» ребенок в избытке получит от воспитателей в детском саду, учителей, тренеров, сверстников.
Играйте с детьми в их игры
Игра хороша для людей всех возрастов. Она уменьшает стресс, способствует улучшению здоровья и просто создает хорошее настроение. Пусть ваши дети руководят игрой, придумывают новые правила, если это им интересно. Присоединяйтесь, погружайтесь в мир детства и получайте удовольствие.
Дайте ребенку возможность многое увидеть и узнать, попробовать разные виды деятельности
Постарайтесь предоставить детям возможности попробовать себя в разных видах спорта, искусства, науки. Вместе посещайте музеи, театры, спортивные арены, зоопарки. Пусть они чаще бывают на природе: в горах, в лесу, на речке, на море.
Рассказывайте младшим членам семьи о разных видах человеческой деятельности, увлечениях. Поощряйте желание ребенка узнать больше о «взрослой жизни», интерес к конкретной сфере деятельности или хобби.
Хвалите за стремление познать что-то ранее неизвестное, приобрести новые умения и навыки. Призовите их попробовать себя в конкретном деле. Если, например, ребенок загорелся овладеть каким-то музыкальным инструментом, постарайтесь предоставить ему такую возможность. Обязательно объясните, что овладение любым новым делом поначалу потребует значительных волевых усилий, терпения, усидчивости. Регулярно интересуйтесь его успехами и неудачами на новом для него музыкальном поприще. Радуйтесь каждому новому достижению и словом, и сочувствием помогайте преодолевать трудности.
Если же с течением не очень продолжительного времени выяснится, что интерес у ребенка угас окончательно, а инструмент стал для него врагом номер один, ну что ж, скажите неудавшемуся Ойстраху, что на скрипке свет клином не сошелся. В мире есть еще много интересных и полезных дел. Но, опираясь на неудачный опыт, придите с ним к окончательному выводу, что «без труда не вынешь рыбку из пруда».
Будьте терпеливы. Помните, что родительский труд самый благородный и благодарный
Конечно, кроме радости от первых побед ребенка, общения с ним, вас ждут большие трудности, неудачи, разочарования. Надо быть к этому готовым. Учитесь быть терпеливыми. Думайте и ищите выходы из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Найдите силы не впасть в уныние, махнуть рукой на все и пустить дело на самотек. И главное, соберите волю в кулак, но не дайте понять ребенку, что вы глубоко разочарованы, и он вам стал безразличен. Наоборот, найдите любой повод, чтобы лишний раз показать, что вы всегда с сыном или дочерью; подбодрите, подберите слова поддержки и понимания.
Бывает труд ради денег, карьеры, власти… Но как сказал Герман Гессе: «Властолюбец погибает от власти, сребролюбец – от денег…» Только тяжелый родительский труд может подарить настоящее счастье: видеть своих взрослых детей успешными и хорошо устроенными в этой жизни. Впрочем, умным родителям об этом можно было бы и не напоминать…