Телеграм Детское будущее
Уровни готовности к школе

Уровни готовности к школе

Когнитивные способности дошкольника должны быть соответствующим образом развиты. Поступая в первый класс, он должен обладать достаточным словарным запасом и говорить полноценными предложениями.

Расскажем, как оценить уровень школьной готовности, на что он влияет и нужно ли его учитывать перед поступлением в первый класс.

Готовность психики дошкольника к поступлению в школу

Каждый родитель понимает, что ребенка нужно подготовить к первому классу, но многие считают, что речь только об определенном количестве знаний и о различных навыках и умениях вроде чтения, счета и письма. Но психологическая готовность не менее важна и касается она способностей адаптироваться к новой обстановке.

уровни готовности к школе21.jpg

Дошкольник должен быть на том уровне развития, чтобы нормально общаться с ровесниками и учителями, сознавали собственную позицию. У одних это получается и в шесть лет, другим и в семь оказывается слишком сложно.

Критерии готовности малыша дошкольного возраста к началу обучения

Чтобы оценить, подготовленность ребенка к обучению в школе, следует рассмотреть ряд факторов.

Эмоционально-личностная

Чтобы успешно постигать новое и вписаться в коллектив, будущий первоклассник должен научиться концентрироваться, а также контролировать собственное эмоциональное состояние. Это становится базисом, на котором выстраивается и радость от получения интересной информации, и желание получать высокий балл на занятиях.

Социальная

Этот фактор отслеживается по нескольким показателям, так малыш должен:

  • знать правила поведения;
  • вежливо говорить с другими людьми;
  • уметь слушать;
  • придерживаться определенного режима;
  • не отвлекаться от классной работы в школе и выполнять домашние задания;
  • коммуницировать со сверстниками и заводить друзей;
  • разрешать возникающие конфликты;
  • помогать ровесникам;
  • делиться своими эмоциями, чувствами, переживаниями;
  • пересказывать, как прошел день;
  • оценивать собственные силы и время.

Также у ребенка должна быть здоровая самооценка.

Волевая

Добиться успехов в учебе не получится, если не иметь достаточную мотивацию для этого. Волевая готовность это и определяет, позволяет устанавливать цели, планировать нужные шаги и выполнять их, не нарушая сроков.

Интеллектуальная

Когнитивные способности дошкольника должны быть соответствующим образом развиты. Поступая в первый класс, он должен обладать достаточным словарным запасом и говорить полноценными предложениями. Необходимо научить малыша размышлять логически, выстраивать цепочку размышлений, помочь ему укрепить память, поощрять анализ поступков и из результатов.

Физиологическая

Родителям нужно уделить внимание и физическому состоянию, в том числе детскому здоровью, спортивной подготовке. Заблаговременно проверить, насколько подходят стандартные нагрузки для конкретного ребенка.

Надо проконтролировать, чтобы после уроков у первоклашки было достаточно времени на отдых, прогулку или игры на открытом воздухе.

Как понять, готов ли малыш получать образование

Психологи определяют, насколько дошкольник готов к первому классу, используя тестирование, специальные методы оценки и шкалы диагностики. Направляясь к специалисту, родители должны помнить, что сначала собеседование будет с ними, на что обычно закладывается до 2 часов. А малыш в это время будет выполнять задания тестов.

Роль самооценки

У будущего школьника должна быть здоровая самооценка. Так он сможет разобраться, насколько готов отвечать, какие темы нужно повторить и не боится общаться с другими людьми. Дети основывают оценку себя на основании одобрения со стороны родителей и других значимых лиц.

В семилетнем возрасте многие малыши переживают кризис, после которого самооценка трансформируется, помогая в определении собственных слабых и сильных сторон, воспринимать неудачи и успехи более здраво.

Если у ребенка низкая самооценка, нужно посетить психолога. Он поможет разобраться, в чем причина, и найдет способы с этим справиться.

Какие качества нужно развивать у ребенка

Мама и папа часто мечтают, чтобы первоклассник хорошо чувствовал себя на уроках и переменах, любил учиться и с удовольствием посещал школу. Чтобы дать ему основу для этого, они много времени уделяют чтению, письму и развитию других навыков. Но психологи считают, что полезнее сконцентрировать внимание на таких качествах, как:

  • самостоятельность — малыш желает что-то делать сам и получает возможность реализовывать свои идеи;
  • ответственность — школьник сам готовится к новому учебному дню, помнит и выполняет домашние задания, не забывает спортивную форму или сменку;
  • честность, уважительное отношение к окружающим, вежливость — то, что помогает сосуществовать в коллективе, налаживать общение с другими людьми;
  • уверенность в себе.

Родителям надо помочь дошкольнику овладеть социальными навыками, разобраться в эмоциональной сфере. Это даже полезнее, чем научить считать или читать.

Важность психологической готовности к обучению

Когда психика ребенка достигла школьной зрелости, готова участвовать в процессе обучения, к нагрузкам и многочисленным контактам с другими людьми, учиться ему будет легче, а школа вызовет приятные эмоции.

Уровни школьной готовности

Расскажем о четырех уровнях готовности дошкольника к первому классу.

Высокий

  1. Ребенок хорошо развит физически, проявляет активность.
  2. Нет хронических заболеваний.
  3. Развит фонематический слух.
  4. Обладает достаточно широким кругозором.
  5. Оперирует большим количеством слов и понятий (3 000).
  6. Знает цифры, счет, буквы, пытается читать.
  7. Готов к обучению письму: способен держать ручку, рисовать и т. д.
  8. Умеет управлять собой, действовать в соответствии с правилами, подчиняется старшим.
  9. Стремится узнавать новое.
  10. Справляется с эмоциями и понимает эмоциональное состояние других.

Средний

Аналогичный предыдущему список, главное отличие только в определенных трудностях. Так, у малыша может быть недостаточно хорошей мелкая моторика, или ему требуется помощь со стороны взрослых, чтобы начать учиться, самостоятельной мотивации к этому пока нет.

Ниже среднего

В первую очередь такой дошкольник не особенно желает учиться, ему более интересны игры, а желание получать новые знания возникает иногда и неустойчиво. Есть и другие проблемы:

  • недостаточно развита речь;
  • слабая концентрация на учебных задачах;
  • слабое развитие логического мышления.

Такому ребенку сложно в первом классе. Несмотря на хорошее физическое развитие, он теряет мотивацию учиться, а маме и папе приходится буквально направлять каждое его действие при выполнении заданных на дом упражнений. Желательно отложить поступление в первый класс на следующий год.

Низкий

Задуматься о том, чтобы оформлять ребенка в школу только через год, нужно, если у малыша:

  1. Удовлетворительное физическое состояние.
  2. Есть хронические заболевания, замедляющие развитие.
  3. Скромные знания об окружающем мире.
  4. Маленький активный лексический запас.
  5. Слабо развитая речь.
  6. Рука не готова к письму, нет четкости в мелкой моторики.

уровни готовности к школе4.jpg

Дети с таким уровнем готовности к школе не могут самостоятельно пересказать прочитанную им историю, теряются, не способны четко формулировать предложения и пока не показывают мотивации к учебе.

 

Читайте также

Вам может понравиться

    • советы для родителей

    Игры для будущих первоклассников: подготовка к школе

    Важно, чтобы дошкольник понимал, когда нужно попросить о помощи, сказать о своих проблемах или замешательстве, позвать взрослого или ровесника. Также следует объяснить, как следить за своим состоянием, усталостью или самочувствием. Такие навыки пригождаются не только в школьные годы, но и во взрослом возрасте. Чем раньше их освоить, тем проще окажется взаимодействовать с другими людьми и легче проживать день за днем.

    22.08.2024
    • советы для родителей

    Как правильно выбирать рюкзак для школы

    Рюкзак – это один из главных аксессуаров в гардеробе школьника-подростка. Стандартный вариант представляет собой сумку с двумя лямками, оснащенную внешними и внутренними органайзерами на молнии. Вес содержимого распределяется по спине ребенка, и он без труда может переносить много школьных принадлежностей.

    Взрослые дети отдают предпочтение моделям в виде бесформенных мешков из текстиля, в то время как для младшеклассников рюкзаки-мешки не используются. Рынок предлагает первоклассникам ранцы с полужестким каркасом. Они позволяют распределить нагрузку вдоль всего позвоночника, обеспечивают максимальный комфорт и безопасность маленьким школьникам.

    22.08.2024
    • советы для родителей

    Советы родителям первоклассников

    Дошкольники и первоклассники очень чувствительны к грядущим переменам в жизни. Они ждут начало учебного года, но в то же время боятся этого периода. На этом этапе для них важна поддержка родителей. Позвольте ребенку полистать учебники, порисовать в альбоме новыми карандашами, попробовать пластилин в деле.

    21.08.2024
    • советы для родителей

    Нужно ли ходить в школу на подготовку перед первым классом

    В первую очередь дополнительные занятия должны вовлечь в учебный процесс, помочь освоиться в коллективе, придать уверенности.  Если родители способны решить эти вопросы самостоятельно, специальные курсы уже не потребуются.

    20.08.2024
    • советы для родителей

    Что делать, если ребенок в первом классе не научился читать

    Чтобы не навредить ребенку, подготовить к школьным урокам и не перегрузить его, можно обратиться к специальным методикам. Но сначала стоит понять, почему семилетка не может овладеть новым навыком.    

    20.08.2024