Телеграм Детское будущее
Влияние биоритмов на работоспособность учащихся

Влияние биоритмов на работоспособность учащихся

Что такое биоритмы. Как успеваемость школьника зависит от его хронотипа. Какие рекомендации помогут учащемуся подстроить биологические ритмы под школьный график.

У человека любого возраста есть собственные биологические часы, от которых зависит его работоспособность, степень физической и умственной активности и другие качества. Знание этой особенности организма позволяет правильно спланировать время работы, учебы и отдыха, чтобы достичь высоких результатов. Расскажем, насколько важно учитывать влияние биоритмов на работоспособность учащихся.

Что значит биоритмы человека

Нередко биоритмы связывают с мистикой или другими антинаучными течениями. На самом деле это понятие появилось в области физиологии. Биоритмами называют возникающие с определенной периодичностью изменения в биологических процессах организма, которые не зависят от внешних условий.

У всех живых существ, включая человека, есть собственные биоритмы. Эти ритмы различаются по продолжительности и могут длиться от часа с небольшим до года и больше. Работоспособность людей во многом зависит от циркадных (суточных) биоритмов. Их изучением занимались разные ученые. В середине 18 века во Франции астроном Жан-Жак де Меран наблюдал за листьями мимозы и заметил, как они двигаются в течение дня. Так он выяснил, что у растения также есть суточные циклы, подобные периодам сна и бодрствования у людей.

После этого в мире резко повысился интерес к механизму циркадных ритмов. Ученые пытались выделить из растений ген, отвечающий за суточные циклы, следили за сменой биоритмов у животных и людей.

В 2017 году трое ученых из Америки М. Янг, М. Росбаш и Дж. Холл стали лауреатами Нобелевской премии. Они провели исследование, которое доказало, что циркадные ритмы контролируются молекулярными механизмами.

В настоящее время известно, что особенности суточных биоритмов передаются по наследству, на них оказывают влияние определенные гены. Баланс циркадных циклов зависим от смены времени суток. Свет улавливается клетками сетчатки, которые передают специальные сигналы в супрахиазматическое ядро. Именно оно отвечает контроль биологических ритмов.

Что значит биоритмы человека.jpg

Однако даже при отсутствии естественного света циркадные циклы сохраняются. Это показали эксперименты, в ходе которых люди помещались в особые условия – отсутствовала природная суточная смена светового дня на ночь. Испытуемые сами принимали решение, когда включать и выключать искусственное освещение. В результате у всех участников экспериментов сформировались циркадный биоритм длительностью 25 часов.

Что происходит, если естественный суточный биоритм нарушается

Состояние, при котором сбивается естественный циркадный ритм, называют джетлагом. Оно часто возникает в ситуациях, когда приходится менять часовые пояса и подстраивать под них режим.

Для джетлага характерны расстройства сна, усталость, апатия и плохое настроение.

Еще одно расстройство, связанное с нарушением суточного биоритма – это бессонница выходного дня. Человеку сложно уснуть, так как он позже проснулся и нарушил режим, которого придерживается в будни.

Связь биоритмов и работоспособности

Человек может по собственным ощущениям отследить, как происходит чередование его биоритмов. В течение суток он чувствует периодическое изменение активности – она повышается, достигает пика, снижается и начинает повышаться снова. То, как сменяются биологические ритмы, фиксируют в хронограмме. В ней записывают температуру тела, пульс и частоту дыхания в покое.

Изучение этих показателей позволило выделить несколько хронотипов – сова, голубь и жаворонок. У каждого из них есть свои особенности чередования биологических ритмов. Например, представитель одного хронотипа активен уже с утра, представитель другого – может работать максимально эффективно только к вечеру.

Таким образом, зная влияние биоритмов на работоспособность учащихся и их хронотип, можно выстроить наиболее подходящий для них режим.

Как зависит успеваемость в школе от хронотипа

По мнению ученых, далеко не у всех людей наблюдается ярко выраженный конкретный хронотип. Поэтому есть возможность корректировать биоритмы организма, подстраивая их под нужные условия.

Далее разберем хронотипы подробнее.

Жаворонки

Обладатели такого хронотипа всегда просыпаются рано. Для них утренний подъем проходит легко. У жаворонков пик работоспособности приходится на первую половину дня. Однако уже к вечерним часам они начинают ощущать усталость и в период с 20.00 до 22.00 ложатся спать.

Жаворонки тяжелее остальных хронотипов подстраиваются под смену привычного режима. Им легко вписываться в обычный городской ритм. Поэтому школьники-жаворонки сосредоточены и внимательны уже с первых уроков.

Голуби

Этот хронотип называют средним. С одной стороны, голуби тоже достаточно легко просыпаются по утрам. Активное время для работы и занятий у них приходится на часы до и после обеда. К позднему вечеру голуби начинают ощущать усталость, поэтому обычно они отходят ко сну с 22.00 до полуночи.

Школьники-голуби комфортно чувствуют себя на уроках и нормально усваивают материал.

Совы

Представителям позднего хронотипа тяжело вставать по утрам. Зато пик из работоспособности приходится на вечерние часы. Засыпают совы обычно только после полуночи.

Школьникам с таким хронотипом тяжело концентрироваться на занятиях, особенно первых. Зато они легко работают с объемным домашним заданием – его выполняют вечером, когда жаворонки и голуби уже устали и хотят отдыхать.

Часто школьники считают себя совами. Однако они сложно встают утром не из-за биоритмов, а позднего отхода ко сну и недостаточного отдыха. А вечером им сложно уснуть из-за влияния на нервную систему компьютеров и гаджетов.

Как знание хронотипа школьника поможет ему в учебе

Так как существует влияние биоритмов на работоспособность учащихся, нужно подстраивать циркадные ритмы под режим школьника. В этом помогут следующие рекомендации:

  • Циркадные ритмы можно регулировать светом. Если сложно уснуть, нужно создать в комнате полную темноту или надеть на глаза специальную маску. Для более легкого пробуждения, наоборот, стоит открыть шторы, чтобы солнечный свет помог проснуться.
  • Чем меньше времени до сна, тем должно быть темнее. За пару часов то отдыха стоит приглушить освещение и отказаться от использования гаджетов и компьютера. Так мозг легче настроится на сон.
  • Важно соблюдать режим сна и бодрствования постоянно. Желание отоспаться в выходной бесполезно, наоборот, это сбивает привычные для организма биологические ритмы. Если хочется поспать подольше, то можно продлить сон в выходной день не более чем на час – полтора.

Школьникам-жаворонкам желательно делать домашнее задание после уроков и не ставить занятия с репетиторами на вечер – в это время их работоспособность минимальна.

Голуби в целом нормально подстраиваются под обычный режим учащегося, но днем им желательно выделить час на отдых и даже короткий сон.

Совы могут взбодриться утром, питательно позавтракав и позанимавшись физической активностью, например, легкой зарядкой. Занятия с репетитором, работу над проектами и выполнение домашнего задания правильно запланировать на ранний вечер.

Читайте также

Вам может понравиться